|
Знание правил, приведенных ниже, может помочь вам разумно
действовать не только при пожаре, но и в других чрезвычайных ситуациях,
происходящих в транспортных средствах. Их придерживались, к примеру, пассажиры
московского метропоезда, в котором 6 февраля был совершен теракт. Пожар в метро Если в вагоне метро на пути следования вы почувствовали
запах дыма, немедленно сообщите об этом машинисту, используя переговорное
устройство. Далее следуйте его указаниям. При задымлении дышите через ткань.
Постарайтесь не поддаваться панике и не допускать паники других. Пока поезд находится
в тоннеле, необходимо оставаться на своих местах. Выходите из вагона по
прибытии на станцию. Если в вагоне во время движения появился открытый огонь, надо
попытаться его ликвидировать с помощью огнетушителя, который имеется в каждом
вагоне. Место хранения огнетушителя обозначено соответствующим знаком. Нельзя останавливать поезд в тоннеле стоп-краном, так как в
этом случае усложняются условия эвакуации. Если поезд остановился в тоннеле, покидать его можно только
по команде машиниста. При этом до отключения напряжения на участке аварии
опасно прислоняться к металлическим частям вагона. После получения разрешения
на выход необходимо открыть двери или выбить стекла и двигаться к ближайшей
станции. Идти нужно вдоль полотна между рельсами, стараясь не касаться токоведущих
шин, расположенных сбоку от рельсов, и быть очень внимательным. В местах
пересечения путей возможно появление встречного поезда. В этом случае
необходимо вжаться в нишу стены тоннеля. При загорании в вагоне метро: По внутренней связи сообщите машинисту о загорании. Приступите к ликвидации горения с помощью огнетушителя и
подручных средств. При задымлении дышите через смоченный водой платок,
воротник, рукав, одежду. При сильном пожаре разбейте окно в торце вагона и переберитесь
в соседний вагон в направлении движения поезда. По прибытии на станцию после открывания дверей пропустите
вперед детей, стариков и женщин. Пожар в поезде Пожар в поезде страшен не пламенем, а, в первую очередь,
ядовитыми продуктами горения синтетических отделочных материалов. Уже на
четвертой минуте после возникновения пожара их концентрация превышает
предельно допустимую. К сведению: в спокойной обстановке (при отсутствии паники)
пассажиры имеют возможность покинуть вагон в течение полутора минут. Наиболее частыми причинами возникновения пожаров в пассажирских
составах являются неосторожное обращение с огнем пассажиров и обслуживающего
персонала (до 40%), неисправность электрооборудования (25%). В большинстве
случаев (58%) загорания в вагонах возникают при движении по пути следования. Наиболее тяжелые последствия бывают при несвоевременном обнаружении
загорания (в ночное время); при вспышке разлитой горючей жидкости; при
открывании двери купе, в котором до этого происходило скрытое развитие пожара.
В последнем случае доступ кислорода резко интенсифицирует процесс горения,
вследствие чего за несколько секунд создается крайне тяжелая обстановка. В настоящее время для уменьшения пожарной опасности при
отделке вагонов все чаще используются негорючие и трудногорючие материалы,
устанавливаются огнезадерживающие перегородки между служебными отделениями проводников
и пассажирскими салонами, способные сдерживать распространение пламени в
течение 30 минут. Для своевременного обнаружения очага пожара вагоны
оборудуются автоматической пожарной сигнализацией, устраиваются дополнительные
аварийные выходы (оконные проемы 3-го, 6-го купе и окно в коридоре). Общие рекомендации. При обнаружении задымления вагона закройте
нос и рот смоченной водой тканью (полотенцем, наволочкой, простыней, одеждой).
В полупустых вагонах можно передвигаться на коленях, так как внизу (у пола)
дыма бывает меньше. В движущемся поезде перейдите в соседний вагон, желательно
в направлении движения, в остановившемся - на улицу (по возможности - на ту
сторону, где нет железнодорожных путей). Не уходите далеко, так как прибывшие спасатели будут искать
вас возле полотна дороги. При возникновении горения в поезде: Сообщите проводнику вагона о загорании. Разбудите спящих пассажиров. Пресекайте панику (у вас очень мало времени). Ни в коем случае не открывайте окна, чтобы от притока
кислорода не усилилось горение. Уходите в передние вагоны; если это невозможно — в задние,
плотно закрывая за собой двери. Если огнем отрезаны выходы: Зайдите в купе или туалет. Плотно закройте за собой дверь и откройте окно. Ожидайте помощи, подавая сигналы голосом и стуком. Если потушить огонь невозможно: Остановите поезд стоп-краном. Откройте двери, выбейте окна. Помогите эвакуироваться детям и пострадавшим. Выйдите из вагона и отойдите от него на безопасное расстояние. Пожар на теплоходе В случае объявления о пожаре по судовому радио покиньте каюту
и направляйтесь на палубу к спасательным шлюпкам. Предварительно наденьте
спасательные жилеты, которые, как правило, хранятся в каютах. Если выход из каюты отрезан огнем, плотно закройте дверь каюты
и выбирайтесь через иллюминатор. При невозможности сделать это, обмотайте голову,
тело мокрым одеялом, полотенцем и попытайтесь, задерживая дыхание, пробежать
сквозь огонь и дым. В случае отсутствия спасательных шлюпок прыгайте за борт и
плывите в сторону от корабля. Сбросьте с себя обувь и тяжелую одежду. По
возможности зацепитесь за любой плавающий предмет или привяжитесь к нему (на
случай потери сознания). Подайте сигнал о помощи. Пожар в самолёте При возникновении пожара в самолете: Слушайте и выполняйте команды членов экипажа. Защититесь от возможных ожогов, закрыв открытые участки
тела имеющейся одеждой, пледами и т.п.. Защититесь от дыма, пригнитесь и ползите к выходу на четвереньках. После остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему
выходу. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их
спинки. Не стойте в толпе у выхода, если очередь не двигается; помните,
что есть другие выходы. Не открывайте запасные люки в тех местах, где снаружи есть
огонь и дым. Не берите с собой ручную кладь, это может стоить вам жизни. Боритесь с паникой на борту любыми средствами. После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше.
Если это невозможно, ложитесь на землю животом вниз, обхватив голову руками, -
возможен взрыв. Самое главное: не становитесь сами причиной пожара. На борту
самолета надо обращаться с огнем так, будто едете на бензовозе. При пожаре в троллейбусе, автобусе или трамвае: Немедленно сообщите о пожаре водителю, потребуйте остановиться
и открыть двери (с помощью кнопки аварийного открывания дверей). Используйте
для ликвидации очага горения огнетушитель, а также подручные средства (пальто,
стиральный порошок, землю). Как можно быстрее и без паники покиньте салон, помогая тем,
кто слаб или в шоке. Помните! В троллейбусах и трамваях металлические части могут
оказаться под напряжением в результате обгорания защитной изоляции проводов.
Не касайтесь металлических частей, не заливайте огонь водой. При блокировании дверей используйте для эвакуации аварийные
люки в крыше и боковые стекла. При необходимости выбейте стекла обеими ногами
или твердым предметом. Покидайте салон быстро, закрывая нос и рот платком или
рукавом, так как в любом виде транспорта при горении выделяются токсичные
вещества. Выбравшись из салона, отойдите подальше, т. к. могут взорваться
баки с горючим (автобус) или произойти замыкание высоковольтной электрической
сети (троллейбус, трамвай). Сообщите о пожаре в службу спасения по телефону «01». Окажите
помощь пострадавшим. При пожаре в автомобиле: Остановите автомобиль и выключите двигатель. Поставьте автомобиль на ручной тормоз. Выйдите из машины. Если есть пострадавшие, помогите им покинуть салон автомобиля
и удалиться на безопасное расстояние. Воспользуйтесь огнетушителем. Выставьте сигнал на дороге. По телефону или через водителей проезжающих машин вызовите
помощь.
|