|
Согласно ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее
– ТК РФ) регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с
ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об
охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов
Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы
трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и
нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного
самоуправления. Вместе с тем нельзя недооценивать роль Конституционного Суда
Российской Федерации (далее – КС РФ) и его роль в правоприменении в современном
трудовом законодательстве.
Правовые позиции КС РФ это аргументированные суждения
относительно содержания положений Конституции Российской Федерации, и
относительно конституционного смысла положений нормативных правовых актов,
выражащиеся в его постановлениях и
определениях
Правовые позиции Конституционного Суда РФ имеют три
существенных свойства. Во-первых, правовые позиции Конституционного Суда РФ носят
общий характер, т.е. распространяется на все аналогичные (тождественные,
сходные) ситуации, имеющие место в правовой практике. Во-вторых, правовые
позиции Конституционного Суда РФ являются обязательными, т.е. обязательны для
всех граждан и должностных лиц на всей территории Российской Федерации. В-третьих,
правовые позиции официальны, т.е. публикуется в официальном издании Конституционного
Суда РФ. Кроме того, постановления Конституционного Суда РФ
окончательны, не подлежит обжалованию, вступают в силу со дня официального
опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими
органами и должностными лицами.
Рассмотрим три наиболее значимые, по мнению авторов, правовые
позиции, представленные в обзоре практики Конституционного Суда РФ за 2019-2020
г., которые могут оказать воздействие на правоприменительную практику в сфере
трудового права.
1. Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.05.2020 №
25-П «По делу о проверке конституционности абзаца 8 части 1 статьи 59 ТК РФ в
связи с жалобой гражданина И.А. Сысоева». Как полагает заявитель в рассматриваемом деле, примененный
судами в его деле абзац 8 части 1 статьи 59 ТК РФ не соответствует статьям 1,
2, 15, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 37 (части 1 и 4), 45, 46, 47 и 55 Конституции
Российской Федерации, поскольку в силу неопределенности, допускающей его
произвольное применение, позволяет работодателю многократно заключать с
работниками срочные трудовые договоры на выполнение одной и той же работы в
целях обеспечения исполнения своих обязательств по заключенным им
гражданско-правовым договорам об оказании услуг, относящихся к его уставной
деятельности, со ссылкой исключительно на срочный характер таких
гражданско-правовых договоров и, как следствие, увольнять работников в связи с
истечением срока трудового договора, хотя характер выполняемой ими работы в
действительности не препятствует установлению трудовых отношений на
неопределенный срок. По мнению КС РФ, оформление срочного трудового договора с
работником с целью обеспечения исполнения обязательств работодателя по
заключенным им гражданско-правовым договорам об оказании услуг, относящихся к
его уставной деятельности, незаконно.
2. Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.12.2019 №
40-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей 1 и 3
статьи 133, а также частей 1-4 и 11 статьи 133.1 ТК РФ в связи с жалобой
гражданина Г.П. Лукичова». Заявитель обратился в суд с иском о взыскании, в частности,
недополученной заработной платы, в обоснование которого указал, что
работодатель при исчислении его заработной платы начисляет различного рода
выплаты, в том числе за сверхурочную работу, работу в выходные и нерабочие
праздничные дни, за работу в ночное время, за работу, выполняемую в порядке
совмещения профессий (должностей), на оклад, составляющий менее минимального
размера оплаты труда в Российской Федерации, хотя все эти выплаты должны
начисляться после того, как его оклад будет увеличен до минимального размера
оплаты труда. КС РФ пришел к выводу о том, что доплату за совмещение
профессий (должностей) нужно начислять сверх МРОТ поскольку по своему
конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования
(доплаты) работы, выполняемой в порядке совмещения профессий (должностей). не
предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы)
работника, не превышающей минимального размера оплаты труда (минимальной
заработной платы в субъекте Российской Федерации).
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 N
17-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей
первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой
статьи 133.1 ТК РФ в связи с жалобой гражданина
С.Ф. Жарова" По результатам рассмотрения жалобы заявителя КС РФ пришел к
выводу о взаимосвязи положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и
частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 ТК РФ не противоречащими
Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому
смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают
включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не
превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной
работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. На основании вышеизложенного, можно сформулировать следующий
вывод. В правовой системе Российской Федерации, относящейся к романо-германской
правовой семье, источником права является нормативный правовой акт. Решения
Конституционного Суда РФ, по своей сути имеют характер прецедента.
Вместе с тем, правовые позиции Конституционного Суда РФ способны
оказывать значительное влияние на трудовое законодательство, посредством корректировки,
дополнений или исключений из него норм, противоречащих Конституции РФ. Таким образом, в целях совершенствования правоприменения
законодателю требуется принять меры относительно реализации правовых позиций Конституционного
Суда РФ по тому или иному вопросу путем внесения изменений в трудовое
законодательство РФ.
|