Перед продажей
товара продавец обязан сообщить покупателю все имеющуюся информацию о товаре, в
том числе находился ли он в употреблении ранее и как долго. А что делать, если
о каких-то фактах продавец все же умолчал? В вопросе разбирался Верховный Суд
России. Спор начался в
Пермском крае, где покупатель приобрел подержанный автомобиль с пробегом 62
тысячи километров. Это цифру показывал одометр, она же указывалась продавцом в
договоре. В последующем в результате проверки автомобиля по базам данных, а
также при детальном анализе сервисной книжки выяснилось, что пробег автомобиля
более чем в 2 раза превышает заявленный продавцом и составляет 132 тысячи
километров.
Покупатель
обратился в суд с требованием расторгнуть договор и вернуть потраченные деньги.
Продавец не согласился и указал, что при покупке автомобиля у покупателя была
возможность его осмотреть, однако тогда претензий не возникло. Кроме того,
повышенный пробег не является существенным недостатком и не препятствует использованию
автомобиля по назначению. Суды с такими доводами согласились и в иске отказали.
Тогда покупатель пожаловался в Верховный Суд России, который с позицией коллег
не согласился и отметил следующее. Статья 12
Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» возлагает на
продавца обязанность предоставлять потребителю всю информацию, которая может
повлиять на выбор им того или иного товара. Если информация перед покупкой
товара не представлена, потребитель вправе не только расторгнуть договор купли-продажи,
но и потребовать возмещения убытков, причиненных не предоставлением информации.
Продавец несет
ответственность за любой недостаток товара, существовавший на момент передачи
его потребителю, даже если тот становится очевидным уже после передачи. При
этом у потребителя нет и не должно быть специальных познаний для определения
недостатков товара, и обязанность продавца - вовремя сообщить об этих
недостатках, чтобы у покупателя была возможность отказаться от покупки. Эта же
позиция высказывалась и ранее в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда
России от 28.06.2012 № 17 и пункте 4 Обзора судебной практики Верховного Суда
России от 15.11.2017 № 4 (2017). С учетом
изложенного, если продавцу на момент передачи автомобиля было известно о
реальном пробеге автомобиля, он обязан был сообщить эту информацию потребителю,
в противном случае последний вправе требовать вернуть деньги. С такими
разъяснениями Верховный Суд России направил дело на пересмотр в краевой суд.
С полным
текстом определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации от 02.03.2021 № 44-КГ20-19-К7 можно ознакомиться на сайте https://vsrf.ru/
|